Проекты


Модернизация школьного образования предполагает формирование у учащихся целостной системы универсальных учебных действий, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевых компетенций, определяющих качество современного образования. Я считаю, что наиболее удачными и полно отвечающими требованиям современного образования являются такие инновации как ИКТ и методика проектного обучения. Сочетание этих двух инноваций обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной.

ФГОС – это система  интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели ориентированы с целями детей, а воспитательные задачи реализуются в конкретных социальных условиях. Ключевое изменение ФГОС состоит как раз  в том, что на первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, который  и предполагает воспитание и развитие личности, переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся.

На практике деятельностный подход к обучению согласно стандартам второго поколения предполагает организацию таких форм  сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика. Ребенок должен осознавать себя частью этого мира, с какого урока или внеклассного мероприятия он бы  ни вышел. Использование современных педагогических технологий делает обучение и воспитание ярким, запоминающимся, интересным для учащихся, формируя эмоционально-положительное отношение к предмету, соответствуя реалиям сегодняшнего дня.

Проектирование – вид деятельности, удовлетворяющий современного ребенка. Во-первых, благодаря взаимодействию РЕБЕНОК-РЕБЕНОК  рождается продукт деятельности, усваивается информация о мире, формируются УУД, дети приобретают социальные навыки, которые облегчают им вхождение в общество, учат решать жизненные сложности; формируется гражданственность, патриотизм учащихся, создаётся благоприятный психологический климат в классе. Во-вторых, взаимодействие РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ осуществляется многопланово:  педагог, родители  в проектировании могут выступать  с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Таким образом, при проектировании осуществляется совместная деятельность и со взрослыми, и со сверстниками, что не нарушает единства в учебно-воспитательном процессе и позволяет воспитывать гармонично развитую личность.  

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и является привлекательным для образования, стремящегося найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.  
Задача воспитательной системы, основанной на методе проектов: помочь ребёнку выработать и развить способы, которые позволили бы максимально реализовать себя, научиться быть гражданином, сформировать свою.

Социальное проектирование - вид  деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Социальное проектирование — это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений Результатом социального проектирования  является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение. 

Целью социального проектирования является привлечение внимания учащихся к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение  в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования - формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы. 

Социальный проект «Книга памяти»

Актуальность нашего исследования заключается в том, что ребята мало знают историю своих прабабушек и прадедушек, живших в годы Великой Отечественной войны. В рамках проекта изучается общественное мнение: «Почему мы не вправе забывать тех, кто отстоял для нас Великую Победу?»
Цель проекта: воспитание патриотизма, уважения к героическим страницам истории Кубани, России, углубление знаний о прошлом своей страны, об истории своей семьи.
Задачи:
1. Формировать богатую нравственную личность учащегося.
2. Воспитывать гордость за героическое прошлое, историческое и культурное наследие Кубани;
3. Развивать интерес и уважение к жизни замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения ими патриотического долга.
4. Повышать социальную активность учащихся, создавать условия для их самореализации.
5. Собрать, изучить и обработать необходимую информацию для проекта в соответствии с выбранной тематикой.
6. Формировать умения работать с историческими и художественными источниками.
7. Использование полученных материалов на уроках при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий, посвященных истории Кубани.

Работая над проектом «Книга памяти», ребята получили возможность сформировать следующие  универсальные учебные действия:
Познавательные:
- сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне;
- анализировать и обобщать, доказывать и делать выводы.
Личностные:
- извлекать из истории уроки прошлого;
- осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах;
- вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
Коммуникативные:
- организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, вырабатывать решения)
- уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого.
Регулятивные:
-умение определять цель и проблему в деятельности;
-выдвигать версии, выбирать средства для достижения в группе и индивидуально;
- планировать деятельность, используя ИКТ.

В результате выполнения этого проекта ребята научатся работать в группе и индивидуально, у учащихся расширится словарный запас, кругозор, разовьются творческие, исследовательские способности. Они узнают много нового о героическом прошлом Родины, о своих прадедушках и прабабушках, принимавших участие в Великой Отечественной войне, и по-новому взглянут на изученную тему. 
Методика работы над проектом

Методика проектной деятельности с применением ИКТ  включает в себя несколько этапов, и лишь последовательное их прохождение приводит к эффективному результату.

I этап. Подготовительный.
Перед проектом  я провела родительское собрание «Знакомство родителей с методом проекта» (впоследствии было анкетирование)
Используя вводную презентацию, я  провела  «Мозговой штурм», где определила уровень осведомленности детей и родителей по данной теме. Наибольший отклик вызвал вопрос о возможной помощи родителей своим детям при создании проекта из истории семьи. Анализируя проведённое собрание, я предположила, что такая форма работы будет способствовать сближению родителей и детей в их  совместной деятельности и принесёт наибольший воспитательный эффект.
На классных часах были продемонстрированы:
- видеоролик «Хроника событий Великой Отечественной войны», взятый из фильмотеки гимназии;
- фотографии ветеранов Великой Отечественной войны, памятников, вечный огонь;
- фильм «Книга памяти», созданный учащимися 9-х классов
Была проведена экскурсия по городу с посещением памятников Великой Отечественной войны; В школьной библиотеке прошёл ряд уроков по темам « Города-герои», «Дети и война», «Памятники Краснодара» (после этих уроков дети приняли участие в дистанционном конкурсе «Города-герои», двое из них стали победителями). Кроме того, мы посетили выставку о Великой Отечественной войне в краеведческом музее имени Фелицина.
Рефлексия:  было сформировано позитивное отношение к проектной деятельности, к теме войны в истории каждой семьи; возникла наша обоюдная заинтересованность в конечном результате.

II. Исследовательский этап включает:
 - обсуждение методов исследования;
 - сбор информации как из письменных источников, так и Интернета.
На этом этапе используются различные методы исследования (социальный опрос, интервью, анкетирование). Ребята спрашивают родителей, бабушек, дедушек о родственниках, живших в годы Великой Отечественной войны. Истории своих близких записывают и сохраняют в электронном виде. Если есть, приносят фотографии, наградные документы, письма с фронта. Мы сканируем материал, фотографируем и сохраняем его в электронном архиве. Во время исследования происходит обмен информацией, ее анализ, редактирование текстов, проводится консультация по сбору и обработке материала. Ведется работа по оформлению работ.
Рефлексия: ребята вместе со мной и родителями отбирают, обрабатывают материал, сравнивают, анализируют его, используют дополнительную литературу.

III этап. Оформление проекта.
Идет работа по выполнению проекта. Проверяются и оцениваются результаты работ, выясняются причины удач и неудач. Ребята читают свои работы. После этого оформляется сценарий видеоролика, который на сегодняшний момент станет результатом проекта. Проводится видеосъёмка по заданному сценарию. (выбирается группа ребят, отвечающих за каждый этап работы)
В результате группового проекта некоторые ребята создают свои индивидуальные проекты. (приложение 5)
Рефлексия: я предлагаю ребятам оценить выполненную работу, исправить недочёты, поддерживаю обратную связь с родителями

IV. Защита проекта.
Проводится публичная защита проекта на внутрегимназической конференции, классном родительском собрании, где учащиеся коллективно представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта. Защита проекта является универсальным средством проявления знаний учащихся, их коммуникативных свойств, способностей аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Рефлексия: глядя на продукт проекта, ребята и их родители видят  вклад каждого в общее дело. Я предлагаю в форме анкетирования оценить свой собственный вклад в создание проекта и рассказать о приобретённом опыте. Предлагаю родителям оценить вовлеченность каждого ребенка в проект.

Система образования в нашей стране вступила в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию, новыми концептуальными подходами к разработке и использованию технологий обучения.

Я  считаю, что для активных, инициативных ребят социальное проектирование в соединении с ИКТ – именно та воспитательная практика, которая научит их мыслить широко, видеть проблемы не только у себя в семье, школе и дворе, но и в обществе, и доступными средствами, где-то действительно по-детски, пытаться преобразить окружающую действительность.


 
 
 
 
 
 
 


1 комментарий: